Аксели Валдемар Галлен-Каллела (фин. Akseli Gallen-Kallela; 26 апреля 1865, Бьёрнеборг, Великое княжество Финляндское — 7 марта 1931, Стокгольм, Швеция) — финский художник шведского происхождения, наиболее известный по иллюстрациям к Калевале. В период пробуждения финского национального движения, когда начался массовый перевод иностранных фамилий на финский язык, изменил свою шведскую фамилию «Галлен» на финский манер — «Каллела», и объединил оба написания в двойную фамилию.

Аксели Валдемар Галлен-Каллела, Akseli Gallen-Kallela
«The Lovers», 1906-1917

Многие произведения Аксели Галлена-Каллелы навсегда вошли в золотой фонд современного финского изобразительного искусства, одним из основоположников которого он и явился.

Аксели Валдемар Галлен-Каллела, Akseli Gallen-Kallela, "Ангелы - хранители" 1888 г.
“Ангелы – хранители” 1888 г.

Диапазон его творческих интересов и влечений был практически безграничен: Галлен-Каллела работал в станковой и монументальной живописи, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве, резал гравюры и строил дома в национальном стиле, иллюстрировал книги и проектировал оформление интерьеров.

Аксели Валдемар Галлен-Каллела, Akseli Gallen-Kallela
“Создание Сампо”

Вдохновение же художник искал в самых незаурядных местах, что стало причиной множества сплетен. На художника можно было наткнуться, например, в свежевырытой могиле. Он там лежал, углубившись в свои мысли и покуривая сигару.

Аксели Валдемар Галлен-Каллела, Akseli Gallen-Kallela

В 1890-х годах Akseli Gallen-Kallela обращается к финскому народному эпосу (триптих «Легенда об Айно», 1891, «Мать Лемминкяйнена», 1897, — в Атенеуме; офорты, иллюстрации). В своём творчестве он использовал символику и художественные приемы стиля модерн, что особенно заметно в циклах росписей: в мавзолее Юзелиуса в Пори (1901—1903) и в финском павильоне на Всемирной выставке в Париже (1900).

Аксели Валдемар Галлен-Каллела, Akseli Gallen-Kallela
Одновременно Галлен-Каллела создаёт реалистические пейзажи («Иматра зимой», 1893, Атенеум), портреты (М. Горького, 1906, Атенеум), иллюстрации (к роману «Семеро братьев» А. Киви, 1906—07). В 1920-х годах им был выполнен живописный цикл, посвящённый Восточной Африке.
Аксели Валдемар Галлен-Каллела, Akseli Gallen-Kallela

С 1909 по 1910 годы находился с семьёй в путешествии по Британской Восточной Африке (ныне Кения).

Аксели Валдемар Галлен-Каллела, Akseli Gallen-Kallela

В 1918 году Галлен-Каллела и его сын принимали участие в боевых действиях Финской гражданской войны. Позже генерал Маннергейм предложил Галлен-Каллеле заниматься дизайном флагов, государственных символов (герб и флаг Ухтинской республики, орден Белой розы Финляндии, орден Креста Свободы) и униформы независимой Финляндии. В 1919 году он был назначен адъютантом Маннергейма. Художником был разработан финский форменный штык-нож образца 1919 года, выпускавшийся компанией Fiskars.

Аксели Валдемар Галлен-Каллела, Akseli Gallen-Kallela

Гален-Каллела оказывал поддержку молодому художнику Александру Ахола-Вало, защищая его от обвинений в связях с коммунистами.

Аксели Валдемар Галлен-Каллела, Akseli Gallen-Kallela

С декабря 1923 года по май 1926 года художник жил в США, где открылась выставка его картин.

Аксели Валдемар Галлен-Каллела, Akseli Gallen-Kallela
“Автопортрет”. 1893 г

Он умер от воспаления лёгких в Стокгольме 7 марта 1931 года, возвращаясь после лекции из Копенгагена.

В 1961 году его дом-студия в Тарваспяа, в Эспоо, был превращён в Музей Галлен-Каллелы.


Больше статей

Альбомы-подборки Homo Faber

Добавить комментарий