Художник Натан Андерсон (Nathan J. Anderson) изобразил персонажей из фолклора различных народов и времён. Бестиарий регулярно пополняется!

Натан Андерсон, бестиарий, Nathan J. Anderson, АмтA — Aмт

Имена: Аммит, Аммат, Ахемайт
Место происхождения: Египет

Амт, чьё имя означает «Поглотительница» или «Пожирательница душ», была демоницей из Древнего Египта. У чудовища была голова крокодила, передняя часть тела льва и задняя часть — бегемота: трёх крупнейших людоедов, что были известны египтянам.

Амт жила в египетской преисподней рядом с весами правосудия. Там Анубис взвешивал сердце человека с пером Маат — богини правды. Если сердце признавалось нечистым, Амт пожирала его, и человек больше не мог продолжать путь к бессмертию. Такая душа навечно теряла покой, как бы переживая «повторную смерть».


Adaro (Адаро), Натан Андерсон, Nathan J. AndersonA — Adaro (Адаро)

Происхождение: Соломоновы острова, Меланезия, Океания

Адаро были злобными тритоноподобными морскими духами в мифологии Соломоновых островов.

Адаро — это уникальное и очень опасное существо, которое живет в Тихом океане. Говорят, они возникают из-за злой части души человека, разделяющаяся между Аунга (добро), которая умирает, и Адаро (зло), которая остается в виде призрака. Адаро описывается как человек с жабрами за ушами, с ногами, имеющими плавники, либо просто рыбьим хвостом, акульим плавником за спиной и рогом на лбу, как у рыбы-меча или рыбы-пилы. Они также могут перемещаться в водяных смерчах и вдоль радуг. Как говорят, они убивают неосторожных рыбаков, бросая в них летучих рыб.


Натан Андерсон, бестиарий, Nathan J. Anderson, The Best of Gevaudan (Жеводанский зверь)B — The Best of Gevaudan (Жеводанский зверь)

Имена: Зверь из Жеводана, La Bête du Gévaudan
Место происхождения: провинция Жеводан на юге Франции

Зверь был якобы крупным оборотнем, что терроризировал провинцию Жеводан и по утверждениям унёс ни много, ни мало, а целых 113 жизней, совершив более 200 нападений между 1764 и 1767 годами. У жертв часто были вырваны глотки, и французское правительство задействовало немало людских ресурсов для охоты на создание.

Его описывали как имеющего длинный хвост, широкую пасть и рыжую шерсть с чёрной полосой пересекающей спину. На основе слов очевидцев, современные зоологи предполагают, что, возможно, это была полосатая гиена, которая больше не водится в этом районе в естественном виде. С тех пор Зверь стал популярной темой в криптозоологии.


Натан Андерсон, Nathan J. Anderson, Barghest (Баргест)B — Barghest (Баргест)

Имена: Чёрный пёс, Волосатый Джек, Грим, Страйкер, Бродяга, Ку Сиф, Галлейтрот, Зверь Буги, Тибицена, Дип
Происхождение: Северная Англия

Черный пес является существом из мифологии стран во всей Европе. В частности, отчеты о его существовании впервые возникают в мифологии Англии, Шотландии, на острове Мэн и в Уэльсе. С тех пор он смог даже добраться до мифологии Южной Америки.

Черный пес всегда был тесно связан со смертью, темнотой и призрачными видениями из потустороннего мира. Несмотря на название, Черного пса легко отличить от обычной собаки. Он может быть похож на любую собаку среднего размера (обычно это мастиф, немецкая овчарка, доберман пинчер, ротвейлеи, питбуль и тому подобное), но при этом всегда в идеальной форме, никакой худобы или дряблости. Помимо этого, некоторые утверждают, что у Черного пса не обычные глаза, а горящие красным, белым, желтым или зеленым цветом.

Черный пес очень умный, смелый и верный. Обычно он всегда серьезен, не любит играться, как большинство собак, но иногда может быть немного темпераментным. Он не бегает за кинутой ему палкой или мячиком, и никогда не бездельничает, если у них есть важные дела. Будучи предвестником смерти, он всегда направляется туда, где вскорости кто-то умрет, а потому редко остаются в одном и том же месте.

Нейтральный Черный пес всячески старается убедиться, что смерть жертвы идет по плану, хороший Черный пес появляется на глазах жертвы, как бы предупреждая о грозящей опасности, чтобы человек имел шанс спастись, а вот злой Черный пес всячески пытается ускорить смерть жертвы, иногда даже самолично убивая ее. НеосязаемостьЧерный пес без труда способен проходить сквозь твердые объекты. Чувство смертиЧерные псы чувствуют скорую смерть кого-то из людей вокруг себя, а особенно сильные, согласно мифологии, и вовсе могут мгновенно перемещаться к жертве на расстояние.


Натан Андерсон, бестиарий, Nathan J. Anderson, кокатрисC — Cockatrice (Кокатрис)

Место происхождения: Англия

По сути, кокатрис — двуногий дракон с головой петуха. Его название давно стало синонимом василиска, и хотя эти существа удивительно похожи, василиск, как правило, изображается без крыльев. Говорят, что кокатрис появляется из яйца снесённого петухом, которое высидела жаба или змея.

Как и василиск, кокатрисы могли убить жертву одним взглядом, а кроме того — дыханием и прикосновением. Как ни странно, единственное животное, у которого был иммунитет перед смертоносным взглядом кокатриса — ласка. Ещё более странно, что кокатрис мог умереть, услышав крик петуха. А, согласно легенде, взгляд в зеркало тоже несомненно убивал это существо. Кокатрисы также сравнительно редки в геральдике, но всё же изредка встречаются на гербах.


Chupacabra (Чупакабра), Натан Андерсон, Nathan J. AndersonC — Chupacabra (Чупакабра)

Имена: Козий вампир, Чупакабрас
Происхождение: доподлинно не известно, обитает в Южной Америке

Слово «чупакабра» происходит от испанского chupacabras от chupar — «сосать» и cabra — «коза», дословно — «сосущий коз», «козий вампир».

Чупакабра — неизвестное науке существо, персонаж городской легенды. Согласно легенде, чупакабра убивает животных (преимущественно коз) и высасывает у них кровь. Чупакабра часто становится героем художественных фильмов, сериалов, книг и мультфильмов.

Достоверных сведений о существовании чупакабры нет. Тем не менее, СМИ периодически распространяют свидетельства очевидцев, якобы видевших чупакабру, поступающие из различных регионов. Зачастую за «чупакабру» принимают животных (собак, койотов, лисиц, шакалов, свиней), видоизмененных в результате болезней или мутаций.

Городская легенда о чупакабре берет своё начало в 1950-х годах, когда в Пуэрто-Рико обнаружили нескольких мертвых коз, у которых якобы была высосана кровь. В середине 1990-х годов легенда приобрела широкое распространение, в основном благодаря телевидению и интернету. В 1995 году, по всей видимости, под впечатлением от фильма «Особь», появились описания чупакабры как двуногого существа высотой около метра, покрытого светлыми волосами и с торчащими из боков шипами. В начале 2000-х годов чупакабру уже описывали преимущественно как четвероногое существо, похожее на собаку или койота с клыками и свиной мордой. Также многие свидетельства указывали на наличие в чупакабре черт кенгуру, летучей мыши, рептилии и насекомого.

Насчет происхождения этого загадочного животного пока точно ничего не известно. Одни считают, что это существо сбежало с секретной военной базы США, где проводились генетические эксперименты, другие считают, что чупакабра связан с НЛО, что он прилетает вместе с ними, так как часто при наблюдении чупакабры, видели и НЛО.

На протяжении 1975 года Пуэрто-Рико преследовала волна необъяснимой гибели скота. Погибали животные из-за тяжёлых увечий, а во многих случаях скот оказывался полностью обескровленным. Эти события так и остались загадкой, но спустя 20 лет в 1995 году всё повторилось снова. Увечья и обескровливание обрушились на домашних животных с невиданной силой, и в течении двух последующих лет возрастало количество свидетельских сообщений о странном существе, виновнике странных смертей. Это существо начали называть «Эль-чупакабрас» (El Chupacabras), дословно «высасывающий коз». Поначалу власти считали, что каждое сообщение о встрече с чупакаброй либо истерия, либо мистификация. Но так считалось до тех пор, пока количество подобных сообщений не достигло огромного числа. Однажды рядом с изувеченным трупом козы нашли волос, явно козе не принадлежащий. Учёные, исследовавшие этот волос в японской лаборатории, пришли к выводу, что волос принадлежит неизвестному науке животному. Из Пуэрто-Рико феномен чупакабры распространился по всей Латинской Америке. Следует отметить, что обескровленные трупы домашних животных находили на протяжении многих столетий во всём мире.


Натан Андерсон, бестиарий, Nathan J. Anderson, ДуллаханD — Dullahan (Дуллахан)

Имена: Gan Ceann (Безголовый)
Место происхождения: Ирландия

Дуллахан — безголовый всадник и, будучи самым известным в своём роде, вероятно, послужил источником вдохновения для персонажа Вашингтона Ирвинга — Всадника без головы. Обычно всадник скакал на темном коне, неся свою мужскую или женскую голову в руке. Как говорят, эта отсечённая голова постоянно отвратительно скалилась, а по консистенции и цвету напоминала заплесневелый сыр. Оружие Дуллахана — кнут из человеческого хребта.

В некоторых вариациях, лошадь тянула повозку, сделанную из частей тела, наподобие костяных спиц в колесе, и покрытую сверху высушенной человеческой кожей. Когда Дуллахан останавливает свой скок, это значит, что некий человек должен умереть, тогда всадник называет его имя и забирает жизнь. Казалось бы не существует способа остановить Дуллаханов, так как перед ними открываются все замки и ворота… Но, как ни странно, они боятся золота и один только его вид, может на некоторое время прогнать их. По-видимому, им также не нравится, когда за ними следят, и на тех, кто осмелится это сделать, Дуллахан плеснет из черпака кровью.


Дриада, Натан Андерсон, Nathan J. AndersonD — Dryad (Дриада)

Происхождение: греческая мифология

Дриады — это нимфы, найденные в греческой мифологии. Греческое слово «drys» означает «Дуб», что в свою очередь означает, что дриады — это, в частности, нимфы дубов, хотя с течением времени этот термин приобрел более широкий охват, распространившись на остальные деревья. Считается, что это очень застенчивые существа. Дриады часто держались в одиночестве, за исключением компании богини Артемиды, которая была другом большинства нимф. Как и все нимфы, дриады жили долгую жизнь и были привязаны к своим домам, и, как и многие греческие мифологические существа, делились на разные виды. Гамадриады, например, были привязаны к своим деревьям как физически, так и ментально. Так что, если дерево умерало, связанная с ним Гамадриада тоже погибала.


Натан Андерсон, бестиарий, Nathan J. Anderson, ЭвриномE — Eurynomos (Эврином)

Место происхождения: Греция.

Эврином был греческим демоном, олицетворяющим гниение и разложение; с мертвых, попадающих в преисподнюю, он срывает мышцы и мясо, пожирая их, и оставляя одни кости. Эврином являлся либо незначительной фигурой, связанной с утраченными произведениями литературы и искусства, либо выдумкой художника Полигнота. 

Единственный источник описания Эвриному — его не дошедшая до наших дней картина, где демон изображается очень похожим на человека. Персонаж на изображении описывался скалящим зубы, с синевато-чёрной кожей, как у мясной мухи. В этом единственном произведении фигура сидела на коже стервятника, хотя другие интерпретации приписывали ему плащ из шкурок этих птиц.

Очень похожий демон с именем «Эвринома» появляется в знаменитом «Инфернальном словаре» Колина де Планси: «у Эвриномы есть плащ из шкурок грифа, а её рацион состоит из мёртвых тел». По-видимому, в Дельфах также существовала статуя или роспись, изображающая Эвринома, которая не сохранилась. Эти данные позволяют предположить, что демон был достаточно известен, не являясь лишь фантазией Полигнота.


Echidna (Ехидна), Натан Андерсон, Nathan J. AndersonE — Echidna (Ехидна)

Происхождение: Греция

Ехидна — в древнегреческой мифологии исполинская полуженщина-полузмея. Изображалась в виде женщины с прекрасным лицом и пятнистым змеиным телом, совмещая в себе красоту и свирепый характер.

Иногда называлась — стоглавой. Похищала путников.

Эхидна была матерью монстров в греческой мифологии. Среди ее детей числятся Ортр, Немейский Лев, Цербер и Лернейская Гидра.


Натан Андерсон, бестиарий, Nathan J. Anderson, ФавнF — Faun (Фавн)

Место происхождения: Рим

Фавн — римский аналог греческого сатира, но имеет свои определенные отличия. Они были простодушными лесными богами и богинями, связанные с зачарованными лесами и греческим богом Паном. Это были наполовину люди, наполовину козы, приобретшие больше животных черт, чем сатиры.

Изначально, сатиры были гораздо волосатей и уродливей, с ушами и / или хвостами лошадей и ослов. Также сатиры традиционно более женолюбивы, умны и учёны, чем по-детски капризные, глуповатые фавны. Кроме того, фавны имели двух лидеров: бога по имени Фавнуса и богиню Фауну.


Faoladh (Фаолат), Натан Андерсон, Nathan J. AndersonF — Faoladh (Фаолат)

Имена: Conroicht
Происхождение: Ирландский фольклор

Фаолат — ирландская вариация доброго, положительного вервульфа. После укуса фаолата человек не превращается в вервульфа. Принимая облик волка, фаолат сохраняет человеческую речь.

Согласно некоторым легендам, Фаолаты являются потомками Клана Аллаты из Оссори (Ирландия), которые были прокляты святым Наталисом. Версии проклятия различаются, но общим является то, что в результате проклятия пострадавшие люди превращаются в волков. Иногда на определенный период времени, например, 7 лет. В некоторых легендах только один мужчина и одна женщина могут страдать от проклятия в любой момент времени.

Несмотря на свои страдания, Фаолат считается добродушным и, как известно, защищает детей и раненых взрослых, а также помогает потерявшимся людям найти дорогу домой.


Натан Андерсон, бестиарий, Nathan J. Anderson, ГрендельG — Grendel (Грендель)

Место происхождения: Старая Англия

Грендель — один из трёх главных антагонистов в англо-саксонской эпической поэме «Беовульф» (700-1000 н. э.), другие два: мать Гренделя и дракон. Описание Гренделя варьируется в зависимости от перевода истории, поэтому одинаковых изображений этого персонажа нет. Чаще всего его изображают как великана или чудовище, а многие из этих описаний украшают его тело шипами.

Согласно отдной теории Грендель был не сверхъестественным существом, а чем-то вроде берсерка викингов — гигантским устрашающим воином. Гренделя боялись все, кроме юного Беовульфа, который в сражении оторвал созданию руку. Тот отступил в свою берлогу, чтобы там умереть и оставить месть за себя матери, которая описывается как ещё более свирепое и неодолимое чудовище.


Golem (Голем), Натан Андерсон, Nathan J. AndersonG — Golem (Голем)

Происхождение: Иерусалим

В еврейском фольклоре голем — персонаж еврейской мифологии, существо одной из основных стихий, или их сочетания, оживлённое магами-каббалистами с помощью тайных знаний, наподобие Адама, которого Бог создал из глины.

В средние века считалось, что големы могут быть активированы экстатическим опытом, вызванным ритуалистическим использованием разных букв в еврейском алфавите, образуя «shem» (любое из имен Бога). Эти слова пишут на листе бумаги и помещаются в рот Голема или пишутся на лбу. В некоторых вариантах слово «emet» или «истина» (אמת)помещается на лоб. Голема можно отключить, удалив первый алеф (א), таким образом изменив слово на встречное значение «смерть».

Весьма распространена возникшая в Праге еврейская народная легенда об искусственном человеке («големе»), созданном из глины для исполнения разных «чёрных» работ, трудных поручений, имеющих значение для еврейской общины, и главным образом для предотвращения кровавого навета путём своевременного вмешательства и разоблачения.

Исполнив своё задание, голем превращается в прах.


Гарпия, Натан Андерсон, бестиарий, Nathan J. AndersonH — Harpy (Гарпия)

Место происхождения: Греция, Рим

Гарпии — существа из греческой и римской мифологии с телами птиц и головами и торсом женщин. Они часто крадут еду у своих жертв и доставляют злодеев к Эриниям (также известны как Фурии).

Хотя в настоящее время гарпий, как правило, изображают недоброжелательными, в древности они описывались как прекрасные существа не обязательно добрые или злые.

Гарпии с безобразными физиономиями, которые широко распространены сегодня, появились гораздо позже.


Huldra (Хульдра), Натан Андерсон, Nathan J. AndersonH — Huldra (Хульдра)

Происхождение: Скандинавский фольклор

В скандинавском фольклоре Хульдра — девушка из скрытого народца, либо из рода троллей, но при этом красивая и молодая, с длинными светлыми волосами и коровьем хвостом. Словом «хульдра» часто обозначают весь невидимый народец в целом, и в этом смысле хульдра наиболее близкий аналог британским фэйри. Кроме хульдры в этом значении употребляется ещё и слово туссе, однако туссе, в отличие от хульдры, в историях чаще существа меньшего роста и часто отождествляются с ниссе.

Хульдра выглядит как молодая привлекательная девушка со светлыми длинными волосами. Она может быть настолько красивой и обворожительной, что человек влюбляется в неё с первого взгляда. Единственное, чем отличается хульдра от человеческой девушки, — это длинным хвостом, похожим на коровий, который она тщательно скрывает. Встретить хульдру можно в горах или в чаще леса — обычно тогда, когда она пасёт своих коров (по сравнению с домашними они имеют гораздо большие размеры).

Известно множество историй о молодых неженатых мужчинах, которые влюбились в хульдр. Иногда люди остаются жить с хульдрой и её семьёй в горах. Хульдры живут богато — у них много лошадей, коров и овец, много еды и богатой одежды; однако, если человек начал жить с хульдрой, вернуться обратно ему уже практически невозможно. Он должен оставаться там до конца своих дней. Хульдра добра лишь к тому человеку, который к ней добр и ей не перечит. В этом случае они могут жить вместе долго и счастливо, про такие случаи сложены истории. Если же человек разлюбил свою жену-хульдру, тяготится ею и пытается вернуться обратно к людям, она может предстать перед ним в образе уродливой женщины и сильно навредить ему. 

Существует поверье, что если хульдра обвенчается в церкви, она потеряет свой хвост и станет обычной женщиной.


Индский червь, Натан Андерсон, бестиарий, Nathan J. AndersonI — Indus Worm (Индский червь)

Имена: Червь Инда
Место происхождения: Средневековая Европа, Греция

Индский червь — это большой белый плотоядный червяк, что жил возле реки Инд в Азии. Существо появляется во многих средневековых бестиариях Европы, хотя изначально было описано греками.

Средняя длина червя, как говорили, составляла семь локтей (10,5 футов / около трёх метров) и у него было два больших зуба, которые закрывались, как тиски. Днём червь зарывался в речной ил, выходя только ночью. Он часто хватал верблюдов и быков, а иногда и людей, пожирая всё, кроме кишок.

Червя можно было поймать большим крюком, и тогда из тела начинало течь масло, иссушая его и в итоге убивая. Поговаривают, что это масло было очень ценным и могло гореть дольше, чем любое другое вещество.


Ijiraq (Иджирак), Натан Андерсон, Nathan J. AndersonI — Ijiraq (Иджирак)

Происхождение: мифология инуитов

Иджираки происходят из мифологии инуитов и идентифицируют себя как горных духов, и имеют тесную связь с карибу.

В одном мифе говорится, что они появились от женщины из одного племени, которая отказалась выходить замуж за тех, кто явился предлагать ей брак. Через некоторое время отец женщины разозлился, что она отказалась выходит замуж, и сделал так, что ее любимая собака стала служить ей в качестве мужа, после чего он отправил их жить на необитаемый остров. Когда у них заканчивалась еда, женщина снабжала свою собаку сумками и отправляла к отцу за припасами.

Прошло время, и женщина, в конечном итоге, оказалась беременной, принеся девятерых щенков. Из-за новых ртов собаке пришлось отправляться за пищей чаще обычного, и когда отец женщины прибыл на остров, чтобы выяснить в чем дело, то обнаружил щенков. Он впал в бешенство, когда узнал, что щенки — это его собственные внуки.

В следующий раз, когда собака явилась за едой к отцу женщины, тот вместо этого заполнил сумки тяжелыми камнями, обманув собаку, и когда та тащилась по скалам, то не выдержала и свалилась в воду, провалившись под лед и утонула.

Когда женщина узнала о предательстве своего отца, она сказала щенкам, что в следующий раз, когда он явится, они должны уничтожить его лодку и тем самым отомстить. Так как у них не было ни еды, ни орудий труда, вскорости им следовало покинуть остров и добывать пропитание самостоятельно.

Первые три щенка превратились в других инуитов и были посланы на юг с самодельными луками и стрелами. Следующие три щенка превратились в белых людей и отправились на лодке, созданной с помощью магии из подошвы ботинка, чтобы вернуться уже позже с большим кораблем. Последние же три щенка стали Иджираками, их зрение было резким, ноги быстрыми, а истинная форма — невидимой для всех, кроме шаманов.

Помимо этого, также считается, что духи умерших иногда возвращаются в виде Иджираков, что объясняет появление карибу в человеческом облике перед женщиной. Хотя их и нельзя увидеть в их истинной форме невооруженным взглядом, их могут видеть шаманы и другие люди, наделенные подобными способностями. Те, кто видел их в истинном виде, говорят, что они похожи на обычных людей, хотя и не во всем: их глаза и рот расположены продольно, то есть вертикально.

Тем не менее, они не всегда остаются в своей истинной невидимой форме. Они способны принимать облик карибу, гибрида карибу и человека или иную фантастическую или чудовищную версию карибу по желанию. Эти формы видны невооруженным глазом. Заметить разницу между карибу и Иджираком довольно просто. Волосы Иджирака несколько толще, чем у обычного карибу, их рога также несколько отличаются от рогов животного, что можно заметить, если внимательно посмотреть.

Иджираки носят одежду из шкур карибу (а их женщины носят одежду из белой кожи с живота карибу). Они охотятся на карибу бегом и сбивают их, бросая камни, которые носят с собой в кармане. Они живут в сложных и впечатляющих домах, расположенных в горах. Они не любят ничего, что берет свое начало в море (ни самих существ, ни какие-либо материалы). Они также боятся видеть женщин во время родов, всячески избегая контакта с рожающей женщиной.


Натан Андерсон, бестиарий, Nathan J. Anderson, Джерсийский дьяволJ — Jersey Devil (Джерсийский дьявол)

Имена: Дьявол из Джерси, Дьявол Лидс
Место происхождения: Нью-Джерси в США

Джерсийский дьявол — легендарный криптид, который, как полагают, обитает в Сосновой Пустоши на юге Нью-Джерси. Существо описывается как крылатое, двуногое и с копытами. Существуют вариации, однако, в целом у него схожее с кенгуру тело, козлиная голова, большие крылья, как у летучей мыши, и раздвоенный хвост. Говорили, что он часто испускал резкий крик, от которого «кровь стыла в жилах». Индейцы ленапе называли местность, где обитало существо — «Попуэссинг», что означает «земля дракона».

Версии о происхождении джерсийского дьявола менялись на протяжении многих лет, но самая популярная история начинается с женщины по имени матушка Лидс. Говорят, что у нее было 12 детей, а 13-й стал бы исчадием ада. В 1735 году Лидс родила вроде бы нормального ребенка, однако он почти мгновенно изменил форму и превратился в демона. Отрастив себе крылья ребёнок вылетел в дымоход. Джерсийского дьявола часто разыскивали в окрестностях, и он сделался одним из самых популярных объектов криптозоологии.


Jorogumo (Джорогумо), Натан Андерсон, Nathan J. AndersonJ — Jorogumo (Джорогумо)

Происхождение: японский фольклор

Джорогумо буквально означает «паучиха — шл*ха», существо женского пола, соблазняющее и убивающее мужчин. Часто заманивала своих жертв игрой на японской разновидности лютни.

По одной версии это паук, который превращается в шикарную женщину. По другой это красивая женщина, которая ловила мужчин своей шелковой паутиной и пожирала их у себя дома.

Это один из типов ёкай (сверхъестественное существо японской мифологии, разновидность обакэ — общее название для монстров, призраков или духов в японском фольклоре. Буквально означает «то, что меняется».)


Натан Андерсон, бестиарий, Nathan J. Anderson, КрампусK — Krampus (Крампус)

Место происхождения: Германия

В отличие от Святого Николая, который награждает хороших детей подарками, Крампус — демоническая фигура, имеющая дело с детьми не столь хорошими. Крампусов описывают с острыми рогами, волосатыми телами, с козлиными ногами, копытами и, как ни странно, одной человеческой стопой.

Во многих вариантах изо рта Крампуса свисает заостренный язык, хотя и не всегда. Они носят на себе цепи, что, как полагают, символизирует связанного Дьявола, а также держат в руках березовые прутья, которыми секут детей.

Также Крампусов часто воображали с некой корзиной или бадьей на спине: в ней Крампусы уносили непослушных детей, чтобы съесть или как-то наказать.


Натан Андерсон, бестиарий, Nathan J. Anderson, КаппаK — Kappa (Каппа)

Происхождение: японская мифология

Каппа — японская разновидность водяных. Каппа известен по всей Японии, однако, в зависимости от района страны, его имя или представления о внешнем виде могут немного отличаться. Кроме того, существуют также различные родственные виды, такие как: сэко — каппа, который в возрасте 2-3 лет забрался в горы, минтуци — существо из айнской мифологии, призрачный получеловек-полузверь; суйко — существо, встречающееся также в китайской и японской мифологии, дословно переводится как водный тигр. Наряду с они и тэнгу, каппа является одним из наиболее известных мифических существ Японии.

Их внешний вид весьма специфичен — нечто среднее между лягушкой и черепахой: лягушачья кожа, вместо носа — клюв, пальцы на руках и ногах соединены плавательными перепонками, на голове короткая шерсть. На макушке у каппы имеется углубление в форме овального блюдца, которое всегда должно быть заполнено водой, иначе он умрёт. Это же блюдце даёт ему сверхъестественную власть. Иногда изображается с похожим на черепаший панцирем на спине. Примерно треть изображений каппы составляют каппы, похожие на обезьян: всё тело покрыто шерстью, во рту имеются клыки, носа практически не заметно, на руках есть большой палец, на ногах пяточная кость.

Считается, что каппа любит шалости, но не наносит человеку вреда. Однако есть и истории о том, что проходящих возле воды или купающихся людей каппа затягивает в воду, топит и вытаскивает из ануса человека шарик, который съедает или отдаёт Королю Драконов в качестве налога. Этот мифический шарик представлялся особым органом в заднем проходе, при вынимании которого человек становился дураком. Основанием к появлению такой легенды могло послужить то, что у утопленника расслабляется мышца заднего прохода и кажется, что оттуда вытащили шарик. Также есть гипотеза о том, что этот шарик символизирует внутренности в целом.

Также каппа может вытащить шарик у ребёнка, если тот проиграет в борьбе сумо. Каппа любит сумо и часто забавляется борьбой с человеческими детьми. Считается, что каппа сильнее любого, даже взрослого сумоиста, однако всё же есть несколько способов выигрыша. Если застать каппу как раз после того, как он съел подношение покойному, то даже ребёнок сможет его победить. Ещё один способ — перед началом поединка поклониться: каппа поклонится в ответ, вода из блюдца выльется, и он потеряет силы. Вообще говоря, каппа любит сумо, потому что изначально оно было ритуалом в честь Божества Воды.

Любимая пища: огурцы, рыба и фрукты. Причина любви к огурцам кроется в том, что каппа считается воплощением Божества Воды. А Божеству Воды было принято подносить именно огурцы. Каппы не любят: железо, оленьи рога и обезьян. Однажды, поспорив с обезьяной, кто дольше будет находиться под водой; каппа проиграл, выдержав 12 часов, в то время как обезьяна 24.

В фольклоре есть частые упоминания о том, что каппа, обладая сильным чувством долга, в качестве благодарности за доброе дело приносил рыбу или рецепты лекарств. Поговаривают, что если каппа погладит себя по голове листом папоротника, то сможет временно превратиться в человека. Также он может принимать форму обезьяны или выдры. Считается, что, если поймать каппу, он выполнит любое желание. На Кюсю есть поверье о том, что каппа может подражать звукам горного обвала, падающего дерева, взрыва и даже человеческой песни. Вот только, хоть мелодия этой песни и будет красивой, слова её никто не сможет разобрать.


Натан Андерсон, бестиарий, Nathan J. Anderson, ЛамассуL — Lamassu (Ламассу)

Имена: Шеду, Алад
Место происхождения: Древняя Месопотамия

Ламассу, реже называемые Шеду или Алад — были древними шумеро-ассирийскими божествами-охранителями, которые изображались с телом быка или льва, орлиными крыльями и человеческой головой, обычно мужской.

Эти небесные существа когда-то были семейными покровителями вавилонцев, но позже стали ассоциироваться с защитой царя и обычно помещались у входа во дворец в виде колоссальных скульптур. Они могли повлиять на облик сфинкса и других химерных существ, которые встречались в будущих культурах. Недавно, большая статуя одного из них была разрушена на археологических раскопках уничтоженных ИГИЛ.


Лихо одноглазое, бестиарий, Натан Андерсон, Nathan J. AndersonL — Likho, Licho (Лихо)

Имена: Лихо Одноглазое
Происхождение:
славянская мифология

Лихо — это дух, встречающийся в славянских сказках. Неуклюжая, кровожадная, свирепая — само воплощение зла. Имя Лихо стало именем нарицательным и занимает место в синонимическом ряду со словами «беда», «горе», «несчастье. В разных культурах его происхождение и внешний вид разнятся. Самая популярная вариация — Лихо рассматривается как старая женщина огромного роста, одетая в черное. В других версия она похожа на лешего. Однако, в одном представления схожи — существо имеет один глаз. Живет Лихо на старой мельнице или в лесу, спит на кровати из человеческих костей. Лихо на своем пути валит деревья, засыпает реки и озера, не проявляя жалости ни к людям, ни к животным: всех встречных существ Лихо разрывает на части и съедает.

Лихо способно прочитать все страхи и мысли человека, оно обладает гипнотическими способностями, с помощью которых заставляет человека впасть в уныние. Также с помощью гипноза Лихо может изменить свой облик в глазах человека, хоть при этом само существо не меняется, поэтому если посмотреть на него не напрямую, а например, через зеркало или видеокамеру, то можно увидеть его истинный облик. Еще Лихо отличает исключительная физическая сила и высокая скорость перемещения.

В некоторых сказаниях говорится, что Лихо отделяет от человека все его радостные воспоминания и светлые чувства и запирает их в какой-нибудь предмет-амулет, который хранит у себя в жилище.
Несмотря на то, что лихо плохо видит, сбежать от него очень непросто, так как данное существо обладает прекрасным слухом и обонянием, а в купе с высокой скоростью передвижения эта задача и вовсе становится невыполнимой.

Бороться с Лихом практически невозможно. Существо нельзя убить, но возможно ослабить: если оборвать поток негативных эмоций от «носителя», то Лихо сильно ослабеет. При этом смерть «носителя» не имеет такого эффекта, единственное, что может помочь, это замещение потока негативных эмоций позитивными. Для этого есть два способа: первый – если человек сам сможет найти в себе силы и перебороть волю Лихо своей, тогда он сможет на некоторое время вырваться из под влияния злого существа, но в такой ситуации оно попытается съесть человека. Второй способ – найти предмет-амулет, в который Лихо заперло все позитивные эмоции «носителя» и уничтожить его — это высвободит все запертые в амулете эмоции и вернет их владельцу, что очень сильно ослабит Лихо.

Существует возможность сбежать от Лихо при первой встрече: для этого необходимо хитростью подобраться к нему достаточно близко и выколоть единственный глаз — это хоть и не убьет существо, но надолго задержит, тогда у человека появится шанс убежать, и тут главное не отвлекаться на посторонние предметы, так как Лихо, с помощью гипноза, постарается задержать жертву, пробудив в человеке самые низкие чувства.


Натан Андерсон, бестиарий, Nathan J. Anderson, МантикораM — Manticore (Мантикора)

Имена: Мартиаксва, Мартихора
Место происхождения: Персия

Мантикора или Мартиаксва («людоед» на пехлеви́) — легендарное существо, похожее на сфинкса. У существа было тело льва, человеческая голова с тремя рядами острых зубов, сродни акульим, и ядовитый хвост скорпиона. В некоторых вариантах Мантикору наделяют различными крыльями.

По описаниям её голос был похож на рёв трубы. Более распространённое сейчас название Мантикоры появилось от греческого произношения слова «мартиаксва» как «мартихора». Через ошибочную этимологию предполагали, что это сочетание слов «человек» и «тигр» и постепенно оно стало таким, каким мы произносим сегодня.


Натан Андерсон, бестиарий, Nathan J. Anderson,, МинотаврМ — Minotaur, Minotauros (Минотавр)

Место происхождения: Греция

Минотавр — по греческому преданию, чудовище с телом человека и головой быка, происшедшее от неестественной любви Пасифаи, жены царя Миноса, к посланному Посейдоном быку. По преданию она прельщала быка, ложась в деревянную корову, сделанную для неё Дедалом.

Минос скрывал его в построенном Дедалом Кносском лабиринте, куда ему бросались на пожирание преступники, а также присылаемые из Афин каждые девять лет 7 девушек и 7 юношей. Тесей был из второй группы (по Плутарху, из третьей). По некоторым источникам, пленникам выкалывали глаза. По истолкованию, пленники умирали сами, блуждая и не находя выхода.

Тесей, явившись на Крит в числе 14 жертв, убил Минотавра ударами кулака и при помощи Ариадны (единоутробной сестры Минотавра — дочери Миноса и Пасифаи), давшей ему клубок ниток, вышел из лабиринта.

Культ быка и обоюдоострого топора (он назывался «лабрис», откуда, возможно, и произошло слово «лабиринт») был характерен для доэллинских религий с их священными боями быков. Судя по настенным изображениям, человеческие фигуры с бычьими головами в критской демонологии были обычны. Вероятно, греческая легенда о Минотавре — это поздняя и жестокая версия наидревнейших мифов, тень снов, еще более устрашающих.

По одной из гипотез, миф о Минотавре заимствован из Финикии, где Молох изображался также с бычьей головой и требовал человеческих жертв. Убийство Минотавра знаменует уничтожение его культа.


Натан Андерсон, бестиарий, Nathan J. Anderson, НукелавиN — Nuckelavee (Нукелави)

Имена: Нукалави
Место происхождения: Оркнейские острова в Шотландии

Нукелави — похожий на коня демон из оркнейской мифологии, сочетающий в себе человеческие и лошадиные черты. Он считается самым ужасным злым духом Шотландии, а имя Нукелави может быть производным от прозвища Сатаны — «Старый Ник».

Смрадное дыхание демона могло уничтожить урожай и наслать болезни на скотину, и он был ответственным за эпидемии и засухи на земле, несмотря на то, что первоначально вышел из моря. Говорят, что у Нукелави две формы: тот, что обитает в море не имеет чёткого образа; однако на суше, изменяясь, он принимает более конкретные черты.

Основываясь на предполагаемых встречах очевидцев с демоном, его описывают похожим на лошадь со всадником на спине, однако торс всадника не имеет ног и растет из лошадиной спины. Руки «всадника» невероятно длинные и могут достигать земли. Его голова могла быть диаметром не менее 3 футов (около метра), из-за чего шея не выдерживала её веса, и голова качалась туда-сюда. И у лошади, и у всадника только один глаз, который, как говорят, горел красным огнем.

Заключительной и самой ужасной деталью был тот факт, что у Нукелави не было кожи, и жёлтые вены поверх мышц качали чёрную кровь по всему телу. По-видимому простейший способ избавиться от Нукелави — пересечь пресноводный ручей; Мать Моря — древнее оркнейское божество, единственная, кто может контролировать демона, и держит его в заключении во время летних месяцев.


Натан Андерсон, бестиарий, Nathan J. Anderson,, НуппеппоN — Nuppeppo (Нуппеппо)

Место происхождения: Япония

Нуппеппо — в японской мифологии ёкай, который выглядит как комок гнилого мяса с обвисшими чертами лица.

Колобок-колобок, я тебя… не буду есть! Это нуппеппо (nuppeppo), фактически, комок гнилого мяса с обвисшими чертами лица. Запах у него тоже весьма специфический. Он обитает возле заброшенных храмов и кладбищ, а то и просто бредет из города в город. Тихий такой, безобидный, только пахнет плохо, ну и скучный очень. Иногда нуппеппо путешествуют группами.

Одна из легенд про нуппеппо касается основателя династии сёгунов Токугава Иэясу (1543-1616). Её передаёт автор XVIII столетия, и рассказывает она о том, как однажды нуппеппо появился в замке сёгуна и бродил по нему. Узнав об этом, Токугава приказал, чтобы ему ни в коем случае не навредили никаким образом, аккуратно вывели из замка и отвезли в безлюдные горы, где его требовалось отпустить. Только после того как это было исполнено, Токугава узнал, что тому, кто отведает мясо нуппеппо, гарантирована вечная молодость (700: p.196-197). Так что возможно этого колобка всё-таки и стоило бы немножко пожевать. Правда, с ёкаями никогда не понятно, к чему это может привести, и в какой форме будет проходить «вечная молодость» отведавшего протухшего нуппеппо. Это поверие сближает нуппеппо с ещё одним ёкаем — нингё.

Производным от названия существа словом «нупперо» иногда называют в Японии женщин, которые используют слишком много макияжа.


Натан Андерсон, бестиарий, Nathan J. Anderson, ОторосиO — Otoroshi (Отороси)

Имена: Одороси, Кэиппай
Место происхождения: Япония

Отороси — ёкай из японской мифологии. Нося название, которое, возможно, происходит от слова осоросий, то есть «страшный», отороси — большие горбатые чудовища, покрытые густыми спутанными волосами, с торчащими клыками и острыми когтями. Несмотря на свое прозвище и нелепый вид, они не особенно опасны, если их не провоцировать.

Эти твари сидят на верхушке тории — больших ворот, что стоят перед каждым святилищем, отделяя мир людей от божественного. Говорят, что отороси являются хранителями этих святилищ, раздавливая  или пожирая тех, кто проявляет неуважение к священным местам, а также поедая незваных гостей, прошедших в ворота.


Натан Андерсон, бестиарий, Оханкану, Nathan J. Anderson, O — Ojancanu (Оханкану)

Место происхождения: кантабрийский фольклор

Оханкану — в кантабрийском фольклоре страшные одноглазые великаны, наполовину люди, наполовину звери.

В фольклоре Кантабрии (провинции на севере Испании) оханкану — страшные одноглазые великаны-людоеды, воплощение зла и жестокости. Обладающие нечеловеческой силой, ростом оханкану больше трех метров, у них огромные, достигающие земли, рыжие гривы и бороды, а на руках и ногах по десять пальцев. Убить оханкану можно лишь одним способом — найдя и вырвав его единственный белый волос.

Самки оханкану выглядят также ужасно, как и самцы, однако у них нет бород, а отвислые груди достают земли, поэтому чтобы передвигаться, оханканы вынуждены закидывать их себе за плечи.

Также любопытен способ их размножения: когда старый оханкану умирает, остальные делят его внутренности и хоронят под дубом или тисом. Появляющиеся на трупе желтые личинки вскармливаются женской грудью и вырастают в молодых оханкану.


Натан Андерсон, бестиарий, Nathan J. Anderson, ПенанггаланP — Penanggalan (Пенанггалан)

Имена: Ханту Пенанггал
Место происхождения: Малайзия

Пенанггалан — призрачный вариант мифа о вампирах, что встречается в фольклоре Юго-восточной Азии и похож на манананггал из филиппинского фольклора. Слова манананггал и пенанггал означают одно и то же: «отделить» или «снять», поскольку оба языка имеют общие корни в австронезийской языковой семье. Пенанггал это летающая женская голова, под которой свисают внутренние органы. Часто определяемая как нежить, она тем не менее может вновь прикрепиться к своему телу и жить как человеческое существо.

В фольклоре, пенанггал становятся красивые женщины — старые или молодые, — получившие свою красоту с помощью чёрной магии или других сверхъестественных сил. Они, как правило, повитухи, заключившие договор с дьяволом; в этом договоре есть условие: не есть мясо сорок дней. Нарушившая это условие будет проклята и превратится в вампира или кровососущего демона. После того, как голова возвращалась назад, она погружала свои внутренности в чан с уксусом, чтобы сделать их меньше, и без труда вставлялась обратно в тело.

Традиционно пенанггалан охотились на беременных женщин и маленьких детей, усаживаясь на крышах домов, где проходят роды и визжа, когда рождается младенец. Говорят, что использование колючих листьев растения менгкуанг, помогало защитить дома, на которые могла напасть пенанггалан, поскольку её обнаженные органы могли пораниться об острую поверхность. Однако, если место не охранялось, демоница порой пробиралась внутрь через половицы дома.


Натан Андерсон, бестиарий, Nathan J. Anderson, ПопобаваP — Popobawa (Попобава)

Место происхождения: Танзания

Попобава — танзанийский инкуб нетрадиционной ориентации.

Попобава — вымышленное злое существо или злой дух, в которого верят некоторые жители Танзании. Он описывается как карлик с единственным глазом во лбу, маленькими острыми ушами, крыльями и когтями летучей мыши. Другие говорят, что Попобава выглядит как крылатый великан с гигантским эрегированным пенисом. Согласно верованиям, он прилетает с Занзибара и при каждом удобном случае анально насилует особо извращенным способом (содомирует, иначе говоря, анально карает) спящих в своих кроватях мужчин, сомневающихся в его существовании. Попобава нападает только на мужчин, не зафиксировано ни одного факта насилия над женщинами или детьми.

Присутствие часто невидимого Попобавы может быть обнаружено по резкому запаху или клубам дыма. Иногда Попобава видим каждому, кроме жертвы. По поверьям, это существо днем принимает человеческую форму, но с острыми, выдающими его, пальцами. После исполнения акта насилия Попобава заставляет своих жертв рассказать всем о случившемся, в противном случае угрожая вернуться и изнасиловать повторно.

В те периоды, когда Попобава терроризирует острова, мужчины многих семейств часто спят вместе перед домом, ища защиты в толпе и веря, что сон в кровати делает их уязвимыми. В больницах Занзибара были зафиксированы многочисленные случаи переломов рёбер, ушибов и других повреждений, приписанные Попобаве. Один психически неуравновешенный человек был насмерть зарублен после того, как признался, что это будто бы он был тем самым демоном.

По легенде, Попобава имеет конкретную дату рождения (1970 г.р.) и джинновую природу. Дело в том, что однажды некий шейх вызвал джинна дабы отомстить своим соседям. Правда, неясно за что… Но факт остается фактом: джинн освободился, мстить врагам шейха не захотел, а вот известность его прельстила. Тех же, кто верить в него не хочет, он карает привычным способом.


Натан Андерсон, бестиарий, Nathan J. Anderson, Зверь рыкающийQ — Questing Beast (Зверь Рыкающий)

Имена: Глатисант
Место происхождения: Британия, легенды об Артуре

Зверь Рыкающий — объект многочисленных поисков таких известных рыцарей, как король Артур, король Пеллинор, сэр Паломид и сэр Персиваль. Из них особенно известен был Пеллинор, который непрестанно преследовал создание. У Зверя тело леопарда, зад льва, ноги оленя или лани, а голова и шея — змеиные. Его название происходит от шума, который он издает, подобно лаю множества собак, бегущих по следу. Термин Глатисант происходит от французского слова «glapissant», что значит «визг» или «лай».

Существо является вариантом средневековых представлений о жирафе. Как выяснил великий волшебник Мерлин, зверь был рожден человеческой женщиной, принцессой, возжелавшей собственного брата. Чтобы получить его любовь, она переспала с дьяволом, который заставил принцессу обвинить брата в изнасиловании. Отец брата и сестры велел в наказание затравить сына собаками, но незадолго перед смертью, тот предсказал, что его сестра родит мерзость, которая будет издавать те же звуки, что и раздирающие жертву собаки.

В книге Томаса Мэлори «Le Morte d’Arthur» (Смерть Артура) Зверь Рыкающий показывается королю Артуру, когда тот заводит роман со своей сестрой Моргаузой, хотя на тот момент никто из них не знал о своих семейных узах. Это деяние повлекло за собой рождение внебрачного сына Артура — Мордреда. Артур видит Зверя после пробуждения от тревожного сна, который предсказал ему разрушение королевства Мордредом. Образ Зверя Рыкающего утвердился как символ инцеста, хаоса и насилия, которые в итоге разрушили королевство Артура.


Натан Андерсон, бестиарий, Nathan J. Anderson, Кецалькоатль Q — Quetzalcoatl (Кетцалько́атль)

Имена: Кецалькоатль, Кетсалькоатль
Место происхождения: мифология индейцев Центральной Америки

Кецалькоатль (Quetzalcoatl) — “змея, покpытая зелёными пеpьями” или “драгоценный отец змей, сметающий дороги”, в мифологии индейцев Центpальной Амеpики одно из тpёх главных божеств, бог-твоpец миpа, создатель человека и кyльтypы, владыка стихий, бог yтpенней звезды, близнецов, покpовитель жpечества и наyки, пpавитель столицы тольтеков — Толлана. Имел много ипостасей, из котоpых наиболее важные: Эекатль (бог ветpа), Тлаyискальпантекyтли (бог планеты Венеpа), Шолотль (бог близнецов и чyдовищ), Се-Акатль и дp. Кецалькоатль — сын Мишкоатля и Чимальмат.

Кецалькоатль изобpажался в виде боpодатого человека в маске, с огpомными гyбами, или в виде змеи, покpытой пеpьями. Число его изобpажений в pyкописях и на памятниках скyльптypы огpомно.

Кетцалькоатль – очень древний бог, известный еще Майя, следы его почитания встречаются среди руин древнего Теотиукана (Teotihuacan). Полагают, что именно он позволил Кортесу и испанцам проникнуть в глубь ацтекских земель. Ацтеки посчитали Кортеса инкарнацией Кетцалькоатля, возвращающегося с Востока, чтобы вернуть себе свои земли, как говорилось во многих легендах индейцев.

Кетцаль — древний символ свободолюбия: эта птица не живёт в неволе. Кроме того, в честь ацтекского бога получил своё имя кетцалькоатль (лат. Quetzalcoatlus) — вероятно, крупнейший представитель как отряда птерозавров, так и летающих животных за всю историю планеты.


Натан Андерсон, бестиарий, Nathan J. Anderson, РангдаR — Rangda (Рангда)

Место происхождения: Бали

Рангда, чьё имя на старояванском языке означает «Вдова» — олицетворение зла в балийской мифологии и культуре, демоническая королева леяков. Леяки очень похожи на малайских пенанггалан, будучи призрачными летающими головами с болтающимися внизу внутренностями. Рангда ведёт своих демонов и ведьм против львиноподобного божества Баронга — повелителя сил добра.

Как правило, Рангда изображается практически голой старухой с отвислыми грудями, длинными спутанными волосами и когтеподобными пальцами. Её лицо традиционно представляет собой причудливое сочетание клыков, выпученных глаз и длинного болтающегося языка; такие маски очень распространены в той области. В балийском индуизме предполагается, что Рангда, возможно, связана с Дургой, а также Кали — богинями разрушения. В качестве Кали она обычно злокозненное божество, однако в некоторых регионах понимается как защитница.


Натан Андерсон, бестиарий, Nathan J. Anderson, рэдкэпR — Redcap (Рэдкэп)

Имена: Гоблин из племени Красных Шапок, Красный колпак, Красная шапка
Происхождение: фольклор Британских островов

Мерзостная и весьма опасная разновидность гоблина, обитающая на ирландских и шотландских пустошах, особо часто встречающаяся в старых развалинах, замках и башнях, как правило, тех, в которых имели место преступления, убийства и вообще всяческие страшные и жуткие события и деяния. На вид это маленький уродливый старикан с длинными зубищами и свисающими ниже колен когтистыми лапами. Па голове — о чем говорит название — редкэп носит красный островерший колпак, обязанный своим цветом вроде бы частому окунанию в кровь умертвляемых жертв.

В кельтской мифологии такой предмет одежды как красные колпаки или шапки — совсем не редкость, а даже вовсе и наоборот. На самом деле, как пишет Катарин Бриггс, красные шапки объединяют всех более-менее человекоподобных эльфов. Они (эти шапки) важны и в быту, и в ритуалах. О значимости красных шапок для эльфов говорит тот факт, что даже плакальщики на эльфийских похоронах, одев траурные одежды, не снимали красных шапок. А еще есть сказка, в которой рассказывается что даже мерроу надевал красную шапку, чтобы пройти через морскую толщу в свое жилище, и давал ее своему приятелю-человеку — тот бросал шапку обратно в море, выходя на берег.

Интересно, что такие колпаки принадлежали скорее мужчинам. Эльфийские леди в зеленом почитали красный цвет не меньше, чем эльфы-мужчины, но носили его чаще в обуви. Вероятно, красный цвет был магическим или геральдическим. Известно, что в Сомерсете считали, будто культурные фейри носят красное, а дикие пикси — зеленое. Ирландская цветовая схема, что интересно, была обратной — политика!

Впрочем, есть и отдельный персонаж, поименованный в честь своего алого головного убора.

В фольклоре британских островов это «один из самых злобных гоблинов Старой границы. Красный колпак живет в древних башнях и замках, в которых совершались преступления, и любит подкрашивать свой колпак в человеческой крови».

Есть мнение, что Красные Шапки, как и родственные им дантеры, не зря существуют преимущественно в замках на границе Англии и Шотландии. Говорят, что многие тамошние строения возведены еще на фундаментах пиктов. А последние очень любили при закладке нового фундамента приносить кровавые жертвы. Честно говоря, так поступали не только пикты, но англичане отчего-то упорно подчеркивают этот факт и выводят из него идею о том, что Красные шапки в купе с теми же дантерами могут быть неуспокоенными духами кровавых жертв.

Человек не в силах совладать с ним, но его можно победить с помощью Писания или креста. Если ему показать то или другое, он отчаянно взвоет и исчезнет, оставив один из своих длинных зубов. Злодей лорд Соулис из замка Отшельника водил знакомство с красным колпаком, который сделал его неуязвимым для оружия, и убить его смогли, лишь сварив в масле в медном котле.

А в Пертшире красный колпак — добрый дух. Это маленький человечек, живущий под крышей замка Грэнталли, увидеть или услышать его считается большой удачей. Голландские красные колпаки, или каботерманнекины, по своей природе настоящие брауни, и о них рассказывают типичные для этих волшебных существ истории.


Натан Андерсон, бестиарий, Nathan J. Anderson, суккубS — Succubus (Суккуб)

Место происхождения: во всем мире, с предположительными истоками из Средневековья

Суккуб (множественное число: суккубы) — демоница или фольклорная сверхъестественная сущность, что появляется во сне, принимая образ женщины и пытаясь соблазнить мужчин, как правило через сексуальную активность. Мужской аналог называется инкуб. Предания говорят, что неоднократное сношение с суккубом может сильно ухудшить самочувствие и даже привести к смерти, так как это уподоблялось входу в ледяную пещеру. Точное место происхождения суккуба неизвестно, поскольку он в той или иной форме встречается почти в каждой культуре мира, хотя первый зарегистрированный случай использования этого слова восходит к средневековой легенде.

Название происходит от позднелатинского слова succuba — «лежать под», как комбинация слов Sub- (под) и Cubare (лежать в постели), и самый ранний из известных примеров относится к 1300-м годам. Суккубы, по-видимому, не способны к воспроизводству, но инкубы находят способы оплодотворить человеческих женщин. Рождённых от этого детей — полу-людей, полу-демонов, — называют камбионами и обычно они очень уродливы. Несмотря на широкую известность, ранние изображения и описания существа встречаются редко, из-за этого облик суккубов значительно изменялся с течением столетий.

В противоположность греко-римским гарпиям, старые представления о суккубах являли их более уродливыми, пугающими и по сути демоническими. Их не было до неоклассического движения и, вероятно, некогда они изображались как весьма привлекательные прелестницы и соблазнительницы. Однако, уже в начале 16-го века бытовали художественные представления суккуба, как комбинации двух различных форм: очень хорошенькой юной женщины, но с демоническими чертами, такими как рога, извивающийся хвост, крылья или даже птичьи и козлиные ноги. Предполагается, что известный суккуб Лилит, зародившаяся в средневековом еврейском мистицизме, была первой женой Адама в противовес Еве.


Шелки, Селки, Натан Андерсон, бестиарий, Nathan J. Anderson,S — Selkie (Шелки)

Имена: Селки
Происхождение:
Шотландия, Ирландия, Исландия, Фарерские острова

Шелки — в поверьях островов к северу от Шотландии морской народ, люди-тюлени, родственницы сирен и русалок.

Легенды о народе шелки или селки преимущественно распространены на Оркнейских и Шетландских островах. Самим словом «селки» на Оркнейских островах обозначается тюлень, но не всякий. Обыкновенные тюлени называются иначе. Считается, что они не способны принимать человеческую форму, а именно эта черта и считается основной у народа шелки.

Шелки — это более крупные тюлени, такие как, например, гренландский. Вышесказанное, однако, не строгое правило. На Шетландских островах ситуация прямо противоположная. Крупные тюлени там считались обернувшимися финфолк, а обычные — селки. Кроме прочего, на Шетландских островах существовала более сильная тенденция смешивать финфолк и селки, в то время как на Оркнейских островах их рассматривали как две совершенно разные расы.

Иногда тюленей-шелки называют «павшими ангелами», как на Шетландских островах, согласно распространённой традиции считать всех сверхъестественных существ, живущих рядом с человеком, ангелами, оказавшимися слишком хорошими для ада и слишком плохими для неба. Подобные легенды относительно народа хульдре, фейри и других сверхъестественных существ встречаются повсеместно у германских и скандинавских народов.

Шелки не могут превращаться в людей, снимая с себя тюленью шкуру, когда им захочется. Это одно из главных отличий шелки от другого морского народа в легендах этих островов — народа фин или финфолк. Обычно шелки могут становиться людьми во время самых сильных приливов и отливов, которые происходят два раза в месяц на полнолуние и новолуние. Ещё одним важным отличием от финфолк является то, что шелки не живут, в отличие от первых, в подводной стране Финфолкахим.

Шелки описываются как миролюбивые, даже боязливые существа, которые в человеческой форме исключительно красивы. Основная часть историй про взаимоотношения людей и шелки носит эротический характер. Шелки-женщины редко ищут связей с земными мужчинами, и большинство историй про них повторяет общераспространённый мотив похищения животной шкуры женщины-шелки мужчиной, после чего не способная вернуться в море шелки вынуждена стать его женой. Как и из многих подобных существ, из них получаются идеальные жёны, которые полностью соответствуют идеалу жены и матери в регионе, где рассказывается подобная легенда. Но будучи женой своему земному мужу, шелки постоянно ищет свою тюленью кожу, спрятанную мужем и, нашедши, уходит обратно в море к своим сородичам.

С шелки-мужчинами сюжет историй другой. Они могут сами искать любовных связей с земными женщинами и последним довольно трудно их избежать в силу того, что шелки-мужчины необыкновенно красивы в человеческой форме. Иногда и женщины, особенно несчастные в замужестве, могут искать шелки-мужчины для того, чтобы он стал их любовником. Для этого необходимо пойти к морю и пролить в воду семь слезинок — тогда шелки будет знать, что кто-то ищет встречи с ним.


Натан Андерсон, бестиарий, Nathan J. Anderson, ЦицимитльT — Tzitzimitl (Цицимитль)

Место происхождения: центральная Мексика; Ацтеки

В ацтекской мифологии Цицимитль (множественное число: Цицимиме) — женское божество связанное со звездами. Как правило, они изображались в виде скелетообразных фигур, часто одетых в юбки и с декоративными головными уборами. На самых известных изображениях их тела украшают отрубленными руками и вырезанными сердцами и, кажется, у них на руках и ногах есть острые когти.

Другая странная деталь такова, что у них есть глаза на суставах — на лодыжках, коленях, запястьях и локтях, — хотя на каждом изображении свои различия. Их описывали как демонов, хотя это не обязательно соответствовало ацтекской системе верований. Поскольку цицимиме были женщинами, они также связывались с плодородием и по существу объединялись с такими женскими божествами, как Тлальтекутли и Коатликуэ. Их почитали акушерки и роженицы.

Предводительницей цицимиме была Ицпапалотль, которая правила в Тамоанчане, небесах, где проживали эти божества. Поскольку цицимиме связывались со звездами, невидимыми в небе во время солнечных затмений, то считалось, что они нападают на солнце. Это вызвало поверье, что при затмении цицимиме могли спускаться с небес и пожирать людей. В то же время они рассматривались как покровительницы женского начала и прародительницы людей и как таковые были могущественны и опасны, особенно в периоды космической нестабильности.


Натан Андерсон, бестиарий, Nathan J. Anderson, ТараскТ — Tarasque (Тараск)

Место происхождения: провансальский фольклор, Франция.

Тараск — дракон, чьё имя носит французский город Тараскон, персонаж провансальского фольклора. Согласно легенде, дракон жил на берегу Роны, близ селения Нерлук, каким являлся тогда Тараскон. Наполовину животное, наполовину рыба, больше быка и длиннее лошади, с зубами острыми, как мечи, и со всех сторон покрытый чешуей. Скрываясь в воде, он убивал всех прохожих и топил суда. Другой вариант жития святой Марфы содержит более подробное описание чудовища: оно имело две пары рогов; гриву, как у коня; горбатую спину, покрытую твёрдой ромбовидной чешуёй; толстые, как у свиньи, ноги с когтями, как у медведя, и змеиный хвост с двумя шипами.

Тараск описывается как гигантское ящероподобное создание, существующее только для того, чтобы убивать, пожирать и разрушать. В большинстве сеттингов, в которых фигурирует тараск, этот монстр существует в единственном экземпляре. Тараск является магическим зверем, но имеет низкую разумность и не умеет говорить. Его мировоззрение нейтрально, так как несмотря на дикую и яростную природу существа, у него отсутствует достаточно развитое для решения этических вопросов сознание.

Название монстра восходит к французской легенде XII века о чудовище, опустошавшем окрестности города Тараскон и укрощённого Святой Мартой.

В конце концов местные крестьяне обратились за помощью к королю. Однако тот считал дракона глупой выдумкой невежественных простолюдинов. Ну а если, паче чаяния, дракон — не выдумка, то поход против чудовища показался рыцарям всё равно малоинтересным: ведь Тараск не владел и не охранял сокровища. С таким королевским ответом послы из Нерлука вернулись домой.

Однако как раз в это время в расположенную неподалеку гавань Сен-Мари-де-ла-Мер вошёл корабль, с которого на берег сошла дева в белой одежде. Это была Святая Марта. Крестьяне обратились к ней, и святая согласилась помочь. Придя на берег Роны, Марта села на камень и запела. Услышав прекрасную мелодию, дракон, который любил музыку, выплыл на берег, лёг у ног девушки и заснул. Тогда Марта надела на Тараска ошейник и привела прирученного дракона в село. Сперва жители Нерлука, увидев такое зрелище, пришли в ужас, однако вскоре ими овладели злоба и чувство мести. Они накинулись на зверя и убили его.

С тех пор Нерлук носит имя Тараскон, и в нём ежегодно устраивают праздничное шествие и карнавал в честь Тараска.


Натан Андерсон, бестиарий, Nathan J. Anderson, Уси-ониU — Ushi-Oni (Уси-о́ни)

Имена: Гюки
Место происхождения: Япония

Уси-о́ни — демоническое существо из японского фольклора. Существует несколько различных монстров с именем «уси», что означает быка или корову, и всех их объединяет рогатая бычья голова.

Один из самых известных уси-о́ни — огромное морское чудовище, обитающее неподалеку от берегов префектуры Симанэ и других областей западной Японии. Про этих существ говорят, что у них паучье или крабье тело, а кроме того они нападают на людей. Вероятно, эти создания связаны с другим ёкаем, чьё имя Нурэ-онна, который иногда появляется перед нападением уси-о́ни.

Нурэ-онна обманывает своих жертв через просьбу подержать её «ребенка», который на самом деле нечто совершенно другое. «Дитя» становится всё тяжелее и, прилепившись к рукам жертвы, практически лишает его возможности спастись. Однако, неизвестно, действительно ли существа работают в паре или это просто совпадение.


Натан Андерсон, бестиарий, Урмалуллу, Nathan J. Anderson, U — Urmahlullu (Урмалуллу)

Место происхождения: шумеро-ассирийское

Урмалуллу — в шумеро-ассирийском мировоззрении леонтокентавр, защитник от демонов. Исходя из третьего закона Ньютона, любая богатая на демонов земля будет обладать и значительным списком апотропейных существ, то есть существ-защитников, антидемонов-оберегов. Если есть некий пакостник, который шкодит в ванной комнате, то должен быть некто, который выступит против него и в защиту купающегося. По мнению ассирийцев, такими вот защитниками купален были львинообразные демоны, которых в Междуречье звали урмалуллу.

С виду они являли собой очень впечатляющих существ, кентаврически объединяющих черты льва и человека. Да, у них, на львином теле располагался мускулистый человеческий торс с курчавой бородой. Красиво. В Европе столетия спустя их назовут леонтокентаврами. У себя же на родине их прежде всего различали с ламассу, у которых тоже был человеческий торс на львином основании, но в комплекте с орлиными крыльями и совсем без рук. С другой стороны, урмалуллу объединяют с угаллу-уридимму по их охранным функциям и противоположной комбинаторике частей тела: если у урмалуллу человеческий «верх» располагался на львином основании, то у угаллу-уридимму львиной была как раз «верхняя» половина тела.


Натан Андерсон, бестиарий, Nathan J. Anderson, БаранецV — Vegetable Lamb (Баранец)

Имена: Татарский овен, скифский агнец, боромец
Место происхождения: различные, появился в Средневековье

Баранец — легендарный зоофит-криптид, животное похожее на растение. Говорят, его встречали в Центральной Азии, и упоминания о нём, проходя через века, появляются во многих текстах различных культур.

Миф гласит, что есть растение, которое, как верили, даёт вместо плодов или другого урожая — живых овец. Овцы, выросшие из стеблей растения, были связаны с ним пуповиной, крепившейся к корням. Эта пуповина не давала овцам разбредаться слишком далеко, позволяя им пастись только поблизости. Когда вся доступная листва вокруг оказывалась съедена, овцы, вероятно, умирали так же, как и растение.

По-видимому, кровь такого овна была на вкус сладкой, словно мёд, хотя эта деталь присутствует не во всех вариантах мифа. По общему мнению, в основе легенды лежит реальное растение. Это Циботиум баранец (Cibotium Barometz) — разновидность древовидного папоротника, родом из Китая и западной части Малайского полуострова. Растение было покрыто похожими на шерсть волосками и странно скученные корни, которые в разрезе напоминали маленьких четвероногих животных.


Натан Андерсон, бестиарий, Nathan J. Anderson, вальравн V — Valravn (Вальравн)

Имена: Валравн, Убитый ворон
Место происхождения: датский фольклор

Вальравн — персонаж датского фольклора, ворон, напитавшийся останками погибшего в битве короля или вождя и приобретший благодаря этому сверхъестественные способности. Потребляя определенноую кровь, вальравн может принимать облик полуволка-полуворона и рыцаря.

Персонаж датского фольклора, ворон, насытившийся останками погибшего в битве короля и приобретший благодаря этому сверхъестественные способности. Описывается способным принимать облик рыцаря, либо мифического существа — полуволка-полуворона.

Вороны появляются в традиционных датских народных песнях, где они описываются как происходящие из воронов, которые едят тела умерших на поле боя, после чего обретают способность принимать облик рыцаря, а после съедения сердца ребенка, превращаются в существо, наполовину волка, наполовину ворона.

Согласно датскому фольклору, записанному в конце 1800-х годов, некий король или вождь был убит в бою, но его тело так и не нашли и не захоронили, зато нашли вороны и сожрали, превратившись в вальравнов. Вальравн, съевший сердце короля, получил человеческие знания и смог совершать великие злодеяния, он может ввести людей в заблуждение, обладать сверхчеловеческой силой, и просто быть «страшным животным».

В другом источнике вальравн описывается как неупокоенная душа в поисках искупления, которая летает ночью (но никогда днем) и может избавиться от своего животного облика, испив крови ребенка. Это находит свое отражение в датской народной песни, которая описывает, как после отказа от предложенного богатства, вальравн заключает соглашение с девицей, чтобы отнести ее к жениху после того, как она пообещает вальравну своего первенца. После заключения соглашения, вальравн улетает. Со временем у пары появляется ребенок, и вальравн возвращается, спрашивая у девицы, не забыла ли она свое обещание. Вальравн забирает ребенка, разрывает его грудь и поглощает кровь из сердца ребенка. В результате вальравн превращается в рыцаря. Эта традиционная песня была переложена на электро-фолк группой Sorten Muld и стал их хитом в 1997 году, под названием «Ravnen».


Натан Андерсон, бестиарий, Nathan J. Anderson, ВивернаW — Wyvern (Виверн)

Имена: Уайверн, Виверна
Место происхождения: Средневековая Европа

Виверны — легендарные крылатые существа, чьё имя проиходит от среднеанглийского слова Reven, которое в свою очередь происходит от старо-французского слова Wivre, происходящего от латинского Vipera, что значит гадюка, змея, аспид.

Виверны очень похожи на традиционных европейских драконов, однако у них только две ноги вместо привычных четырех. В большинстве случаев они мельче драконов и, хотя очень свирепы, но лишены интеллекта и грации, которыми, как правило, обладают их старшие собратья. Также, в отличие от драконов, виверны не могут говорить или выдыхать пламя.

Тем не менее, они вооружены колючими хвостами, которым иногда приписывается ядовитое свойство; и по какой-то причине часто ассоциируются с холодной погодой. Виверны, как правило, злобны по натуре, в то время как драконы более разумны и, следовательно, способны к добру. Виверны — довольно обычное явление в геральдике, где, как и драконы, кажется, олицетворяют силу и отвагу. Однако же об их символике записано не так уж много информации; в то время как в других вариантах они предстают как существа болезней и мора.


Натан Андерсон, бестиарий, Nathan J. Anderson, Син-тяньX — Xing Tian (Син-тянь)

Имена: Синтянь
Место происхождения: Китай

Син-тянь — божество из китайской мифологии. История гласит, что гигант Син-тянь сперва был сторонником императора Яня, также, возможно, известного как Шень-нун или Император Пяти Зёрен. Когда Янь потерпел поражение от рук Жёлтого Императора Хуан-ди в битве при Баньцюань — легендарном первом сражении в истории Китая, — Син-тянь последовал за своим господином на юг, в изгнание.

Позже Син-тянь отправился против Жёлтого Императора с топором и щитом и, пробившись к южным воротам Небесного Двора, вышел на поединок с победителем своего господина. Они спустились на вершину горы Чанъян и сошлись в рукопашном бою. В последней атаке Император обманул Син-тяня и одним ударом снёс грозному великану голову, которая покатилась вниз до самого подножия горы. Но вместо того, чтобы умереть, Син-тянь все ещё продолжал двигаться и стал ощупью искать потерянную голову.

Император ударил по горе так, что она раскрылась, и голова вкатилась внутрь, после чего гора вновь сомкнулась. В конце концов Син-тянь бросил искать свою голову, решив вместо этого использовать свои соски как глаза, а пупок в качестве рта, и вновь продолжил битву. Это божество символизирует неукротимый дух, который никогда не сдаётся и сохраняет волю к сопротивлению, несмотря на все невзгоды.


Натан Андерсон, бестиарий, Nathan J. Anderson, Яра-Ма-Йха-ХуY — Yara-Ma-Yha-Who (Яра-Ма-Йха-Ху)

Место происхождения: Австралия

Яра-Ма-Йха-Ху — легендарное существо австралийских аборигенов, вариация обыкновенного вампира. Создание описывается как краснокожий человечек с увеличенной головой и беззубым ртом. Его руки и ноги украшены присосками, словно у осьминога.

Монстрик не преследует свои жертвы, а гораздо охотнее ждёт на фиговом дереве, пока ничего не подозревающий путник решит отдохнуть в тени под пологом листвы. Тогда Яра-Ма-Йха-Ху прыгает с дерева и высасывает кровь жертвы с помощью присосок, лишая добычу сил. Затем он проглатывает человека целиком, а, попив воды и вздремнув, отрыгивает его/её обратно — при этом их тела становятся меньше, чем были раньше, а кожа приобретает красноватый оттенок.

Если прохожий станет жертвой нескольких таких существ, то, в конце концов, он или она может превратиться в одного из них. В отличие от традиционных вампиров Яра-Ма-Йха-Ху «охотится» только днём и предполагается, что можно уцелеть при встрече с ним, если до заката притвориться мёртвым, поскольку он питается только теми, кого воспринимает как живых.


Натан Андерсон, бестиарий, Nathan J. Anderson, ЗифZ — Ziphius (Зиф)

Имена: Зифиус, Водяная сова
Место происхождения: Средневековая Европа

Зиф — колоссальный морской зверь, чья морда смутно напоминает совиную. Согласно его имени, происходящего от греческого Xiphias («рыба-меч»), у существа был на спине большой острый плавник, который, как говорили, пробивал борта судов. И это в дополнение к мощному совоподобному клюву, что мог причинить столько же вреда.

Наряду с другими иллюстрациями монстров и левиафанов, Зиф, кажется, впервые появился на многих европейских картах в качестве украшения, но, тем не менее, быстро стал мифом. Было немало рассказов о встрече с ним по всему земному шару. И, несмотря, на преувеличенные размеры, чудовище имеет реальные корни среди животных — это клюворыл Кювье. И хотя клюворыл куда меньше размером и старается держаться подальше от судов, но он по-прежнему очень часто встречается и является единственным представителем рода Ziphius, названного, вероятно, в честь легендарного чудовища.


Вся галерея Натан Андерсон «Бестиарий от A до Z»


За перевод спасибо Алкэ Моринэко. Перевод и информация о новых работах — глав.ред.

Больше материала по фольклору и мифологии в пабе.

Один ответ на “Иллюстратор Натан Андерсон: бестиарий от A до Z”

  1. Ох какие черти) Не хотелось бы с ними связываться. Вот только последний выглядит безобидно

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *