Краткое резюме: Мы запускаем новую рубрику «Записки юного декадента», в которой будем рассказывать об искусстве с точки зрения декадентства. Если говорить кратко, то декадентство — культура упадка, эстетизма, имморализма, отход от реальности, от общественности и отвращение к повседневной жизни (taedium vitae). А чтобы проникнуться атмосферой по полной, помимо литературного произведения мы будем дополнять статьи музыкой и живописью, так или иначе передающей дух данного течения идей..


Музыка: оккультная саузерн-готика и дарк-кантри от King Dude

Томас Джефферсон Кауджилл (англ. Thomas Jefferson Cowgill); выступает под именем King Dude — американский музыкант, певец и автор песен. В своём творчестве наследует эстетику Чарльза Буковски и южной готики, музыкальные обычаи Джонни Кэша, Ника Кейва, Тома Уэйтса, Марка Ланегана, Леонарда Коэна. Музыкальные критики характеризуют стиль King Dude как «погребальный блюз» и «апокалиптический фолк», исполнителя описывают «сиэтлским разносчиком дьявольской рок-музыки», в то время как сам Томас Кауджилл в душе считает, что его песни наиболее близки к госпелу (христианской музыке).

Тексты King Dude затрагивают темы греха и спасения, противостояния Бога и Дьявола; зачастую в них встречаются мотивы оккультизма и образы традиционного американского фольклора, такие как ведьмы и призраки. Мрачный низкий голос исполнителя описывают как «хриплое рычание», «зловещее карканье» и т. п.

King Dude — «I Wanna Die at 69»  

 

King Dude — «Who Tought You How To Love»  


Литература: Жорис Карл Гюисманс

Начать рубрику было бы наиболее логично с истоков. Так что, просим любить и жаловать — «библия» юного декадента — роман «Наоборот», автор Жорис Карл Гюисманс. Произведение увидело свет в 1884 году.

Декадент, Наоборот, Жорис Карл ГюисмансРоман становится воплощением декадентского мировоззрения и художественного мышления во французской литературе. В нем Гюисманс одним из первых формулирует систему признаков, отличающих декадентское мироощущение: разочарование в возможностях позитивного изменения картины мира, неверие в социальный прогресс и творческие силы природы, пессимизм, страх перед жизнью, ощущение трагического разлада между личностью и миром, стремление отгородиться от фатальных противоречий бытия.

Идея неприятия мира в художественной системе романа «Наоборот» находит воплощение в мотиве бегства. Герои Гюисманса, бегущие от зла и безысходности действительного мира, находят убежище в искусственном мире, реализованном через творчество. Именно в этом романе совершенно отчетливо воплощается тезис о приоритетности категории искусства по отношению к объективной действительности. Он будет положен в основу русского варианта декадентской эстетики, утверждающего, что жизнь подражает искусству, а не наоборот.

Если говорить о сюжете, то примерное его содержание таково:

Жорис Карл Гюисманс, Наоборот, декадентствоГерцог Жан дез Эссент — чудак и эстет, болезненный антигерой, последний представитель вырождающегося рода. Испытывая к окружающему буржуазному миру одно отвращение, дез Эссент продаёт замок предков и приобретает загородный дом в Фонтене-о-Роз. Там он предается утонченным и извращённым удовольствиям. Здесь же «творит пьянящие „симфонии запахов“, неестественные, не встречающиеся в природе сочетания красок, изобретает небывалые остро-пряные кушанья».

«Воображение должно заменить вульгарную реальность фактов» — руководствуясь этим принципом, дез Эссент преображает свой дом в искусственный, насквозь эстетизированный рай.

Художественный опыт Ж. К. Гюисманса положил начало декадентской традиции в том, что касается утраты веры в человека. А также — отказа от реалистического изображения действительности, восприятия мира как абсурда, отчужденности личности и десакрализации бытия. Становление и развитие жанра декадентского романа в русской литературе стало продолжением этой традиции.


Часто декадентство перекликалось с другим стилем — символизмом из-за ряда схожих идей. Символизм тяготеет к использованию символики, недосказанности, намёков, таинственности и загадочности. «Символизм» стал первой теоретической попыткой самих декадентов, поэтому никаких резких разграничений и тем более эстетической конфронтации между декадентством и символизмом не устанавливалось. Следует, однако, отметить, что в России в 1890-е гг., после первых русских декадентских сочинений, эти термины стали противопоставлять: в символизме видели идеалы и духовность и соответственно так его манифестировали, а в декадентстве — безволие, безнравственность и увлечение лишь внешней формой.

Живопись: Рамон Касас

Напоследок — одна из популярнейших картин, причисляемая к модернизму и к декадансу — «Юная декадентка» (1899), автор — Рамон Касас.

 «Юная декадентка» (1899), автор - Рамон Касас


Вдохновляйтесь работами Человека-Творящего, творите сами. Больше интересных вещей в пабе.


 

Один ответ на “Записки юного декадента #1”

Добавить комментарий